Разъяснение Совета ФПА РФ о специальном порядке рассмотрения обращений в отношении адвокатов, установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
Разъяснение Совета ФПА РФ о специальном порядке рассмотрения обращений в отношении адвокатов, установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
Утверждено
решением Совета ФПА РФ от 30 ноября 2023 г.
(протокол № 8)
В связи с обращением Совета Адвокатской палаты Ростовской области Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации сообщает.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный этим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Такой специальный порядок рассмотрения жалоб в отношении адвокатов в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности установлен Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Согласно п. 2 ст. 4 указанного Закона, принятый в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, Кодекс профессиональной этики адвоката (далее также – КПЭА) устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности. В силу принципов независимости, корпоративности и самоуправления адвокатуры принятие решений о наличии или отсутствии оснований для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности отнесено законом к исключительной компетенции органов адвокатского сообщества.
Процедурные основы дисциплинарного производства, регламентированные вторым разделом КПЭА для специальной категории письменных обращений – жалоб на действия (бездействие) адвоката, устанавливают необходимость принятия одного из предписанных КПЭА решений по поступившим в отношении адвоката жалобам – распоряжения об отказе в возбуждении дисциплинарного производства или распоряжения о возбуждении дисциплинарного производства при наличии допустимого повода и достаточных оснований. На необходимость соблюдения данного специального порядка в отношении обращений, содержащих указание на действия адвоката в связи с его профессиональной деятельностью, прямо указано в п. 2.6 Положения о порядке рассмотрения обращений в Федеральной палате адвокатов Российской Федерации и адвокатских палатах субъектов Российской Федерации, утвержденного Советом ФПА РФ 21 февраля 2018 г. (протокол № 1) с последующими изменениями и дополнениями.
При этом, в силу п. 4 ст. 19 КПЭА при осуществлении дисциплинарного производства принимаются меры для охраны сведений, в том числе, составляющих адвокатскую тайну. Согласно п. 10 ст. 6 КПЭА правила сохранения профессиональной тайны распространяются на помощников и стажеров адвоката, а также иных сотрудников адвокатских образований.
Таким образом, рассмотрение жалоб в отношении адвокатов в связи с осуществляемой ими профессиональной деятельностью представляет собой особый порядок, урегулированный в соответствии с законом, результатом которого должно стать принятие одного из предусмотренных Кодексом профессиональной этики адвоката решений, в число которых не входит направление жалобы в иной орган, к компетенции которого отнесено рассмотрение такого вопроса. Кроме того, направление жалобы в иной орган или должностному лицу прямо противоречит требованиям Закона о сохранении адвокатской тайны. При этом правила ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не применимы к рассматриваемым отношениям, поскольку адвокатская тайна имеет иную правовую природу и приоритет по отношению к сведениям, касающимся частной жизни гражданина. Ее неприкосновенность и невозможность раскрытия без специального волеизъявления ее обладателя, прежде всего органам государственной власти и должностным лицам, является важнейшей гарантией конституционных прав на справедливое правосудие и квалифицированную юридическую помощь.